Музыка Брамса и Рахманинова — в заключительном концерте цикла «Хор Минина. Солисты»
Четвертый, заключительный концерт цикла «Хор Минина. Солисты» сезона 2022—2023 посвящен музыке Иоганнеса Брамса и Сергея Рахманинова. Вечер пройдет 29 мая в Культурном центре «Минин-хор» на Новой Басманной улице. Читайте наш канал в TelegramПодписаться
Центральный элемент концерта — два сочинения Брамса для фортепианного дуэта. Первое из них — знаменитые «Песни любви» (18 вальсов для фортепиано в 4 руки и вокального квартета ad libitum, ор.52). Музыка редкой красоты и поэтичности, «Песни любви» органически связаны с традицией Hausmusik (букв.: «домашняя музыка») — камерных концертов, в которых часто играли и пели просвещенные любители. Одним из центров этой традиции всегда была
Вена. Сочинение Брамса как бы балансирует между салонным венским вальсом и лендлером (деревенский парный круговой танец, предшественник вальса). Тексты взяты из поэтического сборника «Полидора» Георга Фридриха Даумера, одного из любимых поэтов Брамса. Интересно, что в этот сборник вошли переводы на немецкий язык любовной поэзии разных народов. Прозвучат 11 из 18 песен.
Исполнители: фортепианный дуэт Елена Ильина — Михаил Сегельман; Мария Мерцева, Маргарита Сайгина, Ольга Федорищенко (все — сопрано); Светлана Николаева, Екатерина Орочко, Алена Шабалина (все — меццо-сопрано); Олег Куликов, Евгений Иванов-Данилов (оба — теноры); Семен Мусатов, Иван Баланов (оба — баритоны).
«Воспоминание о России» для фортепианного дуэта — раннее сочинение Брамса, оно написано в 1852 году, еще до знаменитого визита композитора в квартиру Роберта Шумана. Большинство ранних работ Брамс впоследствии уничтожил, но эта сохранилась. Правда, при первой публикации автором значился «Г.В. Маркс»: это был особый собирательный псевдоним, под которым в середине XIX — XX столетий печатались разного рода попурри и фантазии. Авторство Брамса было восстановлено лишь в начале 1970-х годов. Подзаголовок сочинения — «транскрипции в форме фантазий на русские и цыганские мелодии» (в некоторых изданиях цыганские темы перепутали с богемскими). В концерте исполняются 4 из 6 номеров цикла: «Ветка» (вариации на тему романса «дедушки русского романса» Н. Титова на стихи И. Мятлева), «Вот на пути село большое…» (вариации на тему цыганской песни), «На заре ты ее не буди…» (вариации на тему романса А. Варламова на стихи А. Фета) и, наконец, «Соловей» (вариации на тему шедевра А. Алябьева на стихи А. Дельвига). Не вполне ясно, откуда Брамс узнал эти русские темы, — вполне возможно, что в кабачках, где он в то время поигрывал вечерами. Впрочем, к началу 1850-х годов уже существовала транскрипция «Соловья» Франца Листа.
Исполнители — фортепианный дуэт Светлана Пономарева — Елена Ильина.
В завершение концерта прозвучат Шесть романсов, ор.38 Сергея Рахманинова. Последний романсовый опус великого композитора создан в 1916 году на стихи поэтов-символистов Александра Блока (из Аветика Исаакяна), Андрея Белого, Игоря Северянина, Валерия Брюсова, Федора Сологуба, Константина Бальмонта. В этих миниатюрах Рахманинов предстает, во многом, новым и неожиданным: русский романтик испытывает влияние модернизма и импрессионизма. Вместе с тем, каждый романс глубоко индивидуален, и все они — шедевры вокальной музыки Рахманинова.
Исполнители: Вероника Погребная-Ляликова, Маргарита Петухова (обе — сопрано), Елена Ильина (фортепиано).
Комментарий к программе — Михаил Сегельман.
Художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора — Тимофей Гольберг.
Начало в 19-00.
Информация предоставлена
пресс-службой Минин-хора
Источник: muzklondike.ru