Малоизвестные и редко исполняемые музыкальные сочинения звучат в Санкт-Петербурге

С 17 мая по 12 июня в Санкт-Петербурге проходит фестиваль «Наследие», посвященный русской культуре «кануна петровских реформ» и петровской эпохи. Второй концерт фестиваля посвящен древнерусской профессиональной певческой культуре. Читайте наш канал в TelegramПодписаться

Малоизвестные и редко исполняемые музыкальные сочинения конца XVII – первой половины XVIII, многие из которых прозвучат впервые спустя столетия, будут исполнены в Исаакиевском соборе, Спасе-на-Крови, Малом зале филармонии, Эрмитажном театре и в Концертном зале Мариинского театра. В рамках фестиваля также состоятся мастер-классы для студентов, преподавателей и исполнителей.

27 мая, суббота, 19.00 Малый зал Филармонии (Невский пр., 30)
«Древняя Русь и Великая степь». Византийские песнопения. Стихиры Киевским святым. Песнопения Куликовского цикла, расшифровка Н. Серегиной. Тюркский фольклор. А. Бородин, опера «Князь Игорь» (Половецкие пляски, ария Кончака). 
 
Второй концерт фестиваля посвящен древнерусской профессиональной певческой культуре, которая в XVII в. была вытеснена с центрального места, но продолжала сосуществовать с новой европейской музыкой и позднее «проросла» в гениальных сочинениях композиторов так называемой «Новой московской школы» и Рахманинова.
 
Древнерусское певческое искусство представлено в этой программе в свете связей Руси и примыкающего к ней степного Востока. Авторы программы вдохновлялись книгой Л.Н. Гумилева (с одноименным названием) о так называемом «татаро-монгольском» периоде русской истории. Византийские песнопения программы покажут источник, породивший живой поток гениальных древнерусских песнопений, в которых отразились события этого непростого времени (расшифровка нотных текстов выполнена ведущим ученым-медиевистом нашего города Н.С. Серегиной). Тюркский элемент средневековой русской культуры, музыка Великой Степи, будет интересно представлена ансамблем «Тюркские мотивы» -  татарские, казахские, киргизские и узбекские мелодии. Завершится программа любимым «восточным» сочинением музыкальной публики – Половецкими плясками и арией хана Кончака из оперы А. Бородина «Князь Игорь».

Малоизвестные и редко исполняемые музыкальные сочинения звучат в Санкт-Петербурге

хор "Россика" Копылова-Панченко

Центральный образ фестиваля – величественная фигура Петра I, его преобразования и военные победы. Культура петровской эпохи резко обозначила границу между русским Средневековьем и Новым временем; она была подготовлена бурными событиями «бунташного» XVII века – кануна петровских реформ.  Эта общая концепция обусловила выбор концертных программ.

Сочинения древнерусского певческого искусства XVI – нач. XVIII вв. и так называемого «партесного» стиля (европейская традиция: многоголосное хоровое исполнение «по партиям») сегодня малоизвестны, исполняются редко, но их вклад в российскую музыку трудно переоценить. Именно наш город в 1980–90-е годы приобрел значение центра исследования, преподавания и исполнения древнерусских и партесных сочинений. Это произошло благодаря деятельности основателя русской школы расшифровки древних «крюковых» рукописей М.В. Бражникова. Он первым начал изучать и расшифровывать удивительные памятники древнерусского певческого искусства и воспитывать учеников. Его коллеги в Москве и Киеве редактировали никому не известные ранее партесные песнопения. Ведущие хоры Москвы и Ленинграда исполняли найденные учеными шедевры русской музыки Средневековья и барокко. Лучшие залы двух столиц – Большой и Малый залы филармонии Петербурга, Академической капеллы, московские залы имени П. Чайковского и С. Рахманинова – были полны публикой на этих концертах.

Малоизвестные и редко исполняемые музыкальные сочинения звучат в Санкт-Петербурге

В.С.Копылова-Панченко

Заслуженная артистка России В.С. Копылова-Панченко, художественный руководитель фестиваля:

— Сегодня мы стремимся продолжать эти замечательные традиции Ленинграда – Санкт-Петербурга. Именно на сохранение этого наследия направлена вся деятельность фестиваля и его организатора Фонда «Наследие», созданного в память об академике А.М. Панченко – известном исследователе культуры той эпохи. Этому посвящено и исполнение редко звучащих произведений тех эпох, и мастер-классы по стилистике такого исполнения, и реконструкция театрализованных «триумфов» петровского времени, положивших начало собственно светскому музыкальному исполнительству в России, и выставка книг и гравюр петровской эпохи. В программе впервые прозвучат сочинения в расшифровках и редакциях современных исследователей Н.С. Серегиной (С-Петербург) и Н.Ю. Плотниковой (Москва).

Один из пробелов современной исполнительской и научной практики – отсутствие профессиональных учебных центров, посвященных освоению певческих, музыкальных и театральных форм русской культуры XVII – XVIII вв., а отсутствие широкодоступных публикаций музыкальных и литературных памятников этого периода составляет большую проблему для их изучения и исполнения.

Цель Фестиваля «Наследие», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, привлечь внимание к этим проблемам, сохранить традиционные ценности как у слушателей, так и у исполнителей, включая исследователей и расшифровщиков этих памятников. Благодаря фестивалю в культурное пространство возвращаются незаслуженно забытые памятники отечественной культуры, возрождается полуторавековая традиция партесного стиля духовного и светского пения, укрепляется традиционное для нашей страны отношение к сохранению памятников и достижений отечественной культуры. Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. 

Информация и фото предоставлены
пресс-службой проекта

Источник: muzklondike.ru